Итоговая выставка 2018

Название и тема резиденции – «Регенерация» было выбрано из-за широкого диапазона его смысловых и контекстуальных интерпретаций, а также из-за созвучности с проектом по реставрации уникального здания усадьбы. Специфичность локации резидентов определила феноменологию места как основной метод творческого исследования, предполагающий восстановление связи между сознанием и предметами (без их отождествления), а также попытку идентификации места в контексте времени и смены поколений обитателей дома. Время идет, место остается. Разрушаясь и изменяясь в условиях новых исторических контекстов, оно подвержено постоянной регенерации. Трансформируясь и адаптируясь к новым условиям, место постоянно стремится к воссозданию своей идентичности, сохраняя в архивах памяти все предыдущие модификации, формируя многослойную реальность и разрушая кажущуюся линейность нарратива. В пограничной зоне исследования резидентов также были различные контекстные темы, вопросы культурного, исторического и социально-экономического характера, включая тему ревитализации и развития русского олигархического капитализма. Предполагается, что за время работы резиденции художники создадут новое уникальное культурное пространство, которое станет живым источником исследовательской деятельности, стимулирующей развитие современного искусства и его роль в познании законов жизни нашего общества.

Куратор Максим Парфенчиков (Maksim Parfenchikov)

Кураторы/организаторы: Татьяна Корчагина (Tatyana Korchagina), Настя Жегал (Nastia Zhegal)

Земля – это просто плоскость по которой гуляет ветер.

Дина Гимадиева

Старые дома заброшенные, в полудреме находящиеся места, пропитанные историей и чем-то большим, чем история: духом энтропии и особой, вневременной, жизнью. Дом-призрак, дом-воспоминаний будет представлен через лиминальное, «пороговое» состояние, в мифологической логике несущие потенцию перерождения и воскрешения в неком новом качестве. Реальные материалы, касающиеся дачи Рябушинских в данной работе переплетены эфемерными природными образами и представлены в медитативной, звуковой среде.

РЕКА СНА

Дина Гимадиева

История Вышнего Волочка неразрывно связана с водой: его прорезают каналы, через него текут реки. Усадьба Рябушинских стоит подле реки Цна. Именно поэтому я выбрала образ воды, говорящий о смерти, о сне и ожидании. Вода шепчет нам о быстротечности и смерти. А рыбы, взятые из Голландских натюрмортом 17-го века – часть христологической символики, в которой образы страдания, разодранности на части, сливаются с грядущим воскрешением. Таким образом, в рамках Башларовского «воображение воды», говорю о самом доме, его прошлом и будущем.

Живое существо

Наташа Стейнерт (ST)

Множество русских примет связано с домом: дом считался системой,

существующей по своим особым законам. Человек в этой системе был далеко не главным звеном: он зависел от неё едва ли не сильнее, чем она от него. Существовали в русском фольклоре и домовые - существа, хранившие жилище. Домовые были по-своему могущественны – их уважали, а их гнева боялись. Хотя мифологическое объяснение мира давно уступило научному, даже сейчас по отношению к домам (особенно старинным) не кажутся странным определения «живых» или «умирающих». А раз так, совсем нетрудно представить, что они, разрушаясь, чувствуют боль, а их древние хранители - бессилие.

Если бы можно было вылечить покалеченный дом так же, как живое существо (и если бы старым домам придавали не меньше значения, чем живому созданию), то нас наверняка окружало бы куда больше ценных исторических памятников.

Исходя из идеи «живого» дома, пострадавшего от времени и человеческих рук, я создала для усадьбы Рябушинских инсталляцию, которая заняла ее чердак. Его балки и вещи, найденные в доме, обернуты медицинским бинтом: отчасти это похоже на

паутину, характерную для домов, опустевших хотя бы на время. На чердаке также находятся две скульптуры в технике папье-маше, олицетворяющие хранителей дома. Таким образом мне хотелось создать визуальную метафору восстановления («лечения») дома: я очень надеюсь, что в дальнейшем усадьбу Рябушинских ждет настоящее восстановление.

RRdoc18

Юрий Селиванов

Формат фильма - кинодневник, который, как некая огромная прозрачная медуза, опускается сверху на эти 9 дней пребывания в резиденции, на этот особняк и окрестности, на его историю и всех связанных с ним людей. Она обволакивает всё мутным прозрачным телом, чтобы растворить в себе и выделить искомое, некую сверкающую мысль, которая должна найтись во всем этом взаимодействии.

Бар КАВ-172

Саша Пучкова

Часто, когда мы говорим о температуре, на самом деле мы говорим о движении – о тепле, при передаче знания, о коммуникации, об общении между поколениями, но и о времени постоянного движения, которое происходит «сейчас».

Мне бы хотелось привнести в будущее институциональные место, в недавнем прошлом разобщенное, имеющее корни в виде не только усадьбы Рябушинских, но и инкубационной станции калининского треста «Птицепром», а позже и дома для квартирантов, социальный жест.

Если говорить проще – дому не хватает тепла, движения, разговоров,

а именно они часто залог регенерации. Именно такие простые вещи помогут ему ожить, наполниться теплом идей. Важно не только, что видят зрители, но и то, что происходит между ними.

Если вспоминать предшественников «эстетики взаимодействия» (или как ее называет Карлос Базуальдо — «экспериментальных сообществ»), то никак нельзя обойти Рикрит Тараванию. Но, если он полностью трансформирует выставочное пространство устоявшейся институции, превращает его в зону для проведения досуга, то как может выглядеть такой жест в еще только формирующемся «месте силы»/ будущем музее?

Без названия

Cargo cult

Наше взаимодействие с миром основывается на пластических высказывания, на уровне тактильного чувственного-скульптурного и объектно-перформативного языка. Ассоциативный ряд природных форм, объемов животных и растительных тел. Продуктов пост-деятельности человека, употребляются в языке нашей фракции, что дает возможность увидеть разные грани пластической форм и смысла. Каждое действие -это скульптура, законченное «тело», пытающееся обрести ритуально тотемную функцию или наоборот поставить под сомнение обыденного действие. Все это бесконечная рефлексия на тему избыточного производства и потребления, изучение механизмов среды.

Создание объектов путем "спасения мусора", а также пластическое взаимодействие с городским пространством, полками супермаркетов, свалками, пост производственными площадями, как с контрастной, кормящей наш эмоционально чувственный интеллект.


DOR#01 /Сны Рябушинского

Костя Гребнев


Это цифровое видео с использованием натуральных съемок и 3д моделирования, идея которого опирается на историю места,

архитектуру и само пространство резиденции. Мне интересны вопросы археологии памяти, современного отношения к истории,

взаимоотношения прошлого и настоящего в сознании человека.


ТОЧКА ПЕРЕХОДА

Татьяна Корчагина

Исследование момента одновременности, состояния между упорядоченностью и хаосом. Дом, находившийся на пути к разрушению получил шанс на возрождение. Некогда процветавший город сейчас тоже балансирует на грани. Мой проект - рефлексия о переходном пространстве, стремлении человека к свободе и при этом нежелании отказываться от порядка. На примере города, дома я ищу ответ на вопрос, возможно ли надолго задержаться в нулевой точке – точке перехода.

ТЕНИ

Полина Суровова

Не так давно я начала разрабатывать серию вышивок «Тени истории», в ней зрители могут увидеть силуэты людей или событий, оставшихся в истории и памяти потомков. Увидеть их через нашу современность. Мой прапрапрадед Сергей Ганешин был директором текстильной фабрики в Вышнем Волочке по приглашению Рябушинских, период его работы на фабрике совпал со страшными событиями в истории России, на сломе девятнадцатого и двадцатого веков. Мой родственник был убит на стачке рабочих в 1905 году...

Мне кажется, интересно сделать вышивки по фотографиям из семейного альбома Рябушинских, вышивки в натуральный рост человека на прозрачной ткани. Создать ощущение, что эти люди с нами, как будто их тени все ещё среди нас... Я наткнулась на приглашение на серебреную свадьбу Анны Александровны и Степана Павловича, которое они празднуют уже в Милане, но кажется, что могло бы это быть и в России.



Живое

Александра Вар

Самозарождение — спонтанное зарождение живых существ из неживых материалов; в общем случае, самопроизвольное возникновение живого вещества из неживого. Предположительно запуск процесса самозарождения возможен в водной среде, хотя в настоящее время общепризнано, что зарождение целых живых организмов невозможно…

Но как отличить живое от неживого?

Родовое

Александра Вар

В основе проекта, размещенная на фасаде здания, матричная нитяная структура, затягивающая поврежденные участки здания по аналогии с процессом регенерации живых тканей. Использованные в инсталляции валяные из шерсти коконы, плетеные кружева и другие произведения традиционных промыслов и народных ремесел отражают концепцию восстановления памятников с помощью изучения творческого наследия и применения уникальных знаний, накопленных прошлыми поколениями в условиях современного социально-культурного контекста.

Plastic Fetus

Настя Жегал


«С течением времени, по законам Любви и Вражды получились формы, приспособленные к среде и способные к размножению.»

Эмпедокл из Акраганта

Ошибка, мусор, дефективная особь, в которой, в результате взаимодействия с «живой водой» зарождается жизнь, она обретает телесность, разрастается и множится. Испокон веков люди не представляли свою жизнь без воды, её добывают, накапливают, наделяют способностями аккумулировать свойства самых разных предметов, природных стихий, живых существ, заговоров. Когда из дома уходит вода, уходит жизненная сила.

В обмен на природные ресурсы, человек оставляется после себя залежи не переработанных отходов. Пластиковые залежи множатся, внедряются в почву, обрастают растениями, становятся частью экосистемы. В новой мифологии синтетические отходы имеют потенциал к перерождению, обретению жизни. Каким станет этот новый мир, станут ли эти дефективные существа угрозой для человека или они найдут новый баланс существования?

Чайная Лаборатория

Саша Пучкова, Аня Леонова

Лабораторный формат в перформативных практиках подразумевает как правило взаимодействие между участниками и поле для собственного исследования. Мы предлагаем погрузиться вместе с нами в исследование своего «маленького танца», скрытого в привычных ритуалах и бытовых жестах. Человек со временем выявляет систему быта, комфортную ему, и автоматически следует ей изо дня в день. Он ежедневно «протанцовывает» свои «ритуалы», не замечая паттерны в действиях, движениях, которые складываются в многочисленные привычки, а из привычек складывается наша личность. Бытовые жесты передаются нам практически по наследству. Мы бережно храним их в своём теле и передаём дальше.

Традиция приготовления напитков для семейного стола так же является нашей ежедневной рутиной. Мы привыкаем использовать тот или иной сорт чая, те или иные пряности, фрукты, добавлять травы, которые, скорее всего, использовали наши бабушки. Соблюдать определенную крепость напитка, добавлять мёд или обходиться без него. Чайная лаборатория исследует привычку приготовления чая и традиционных напитков разными людьми, превращая его в цикличное перформативное действие.

Травяные напитки и чаи были выбраны авторами не случайно: именно чай мы привыкли предлагать гостям при встрече, он спутник наших душевных бесед, первая помощь при больном горле. Ритуал приготовления чая объединяет людей вокруг напитка, заполняет пространство теплом.

С КОРАБЛЯ НА БАЛ

Исаева Света

Узнав о предстоящем открытии в усадьбе Рябушинских, Исаева Света не могла больше оставаться на месте и срочно отправилась в путь. По дороге она представляла, какими изысканными были вечеринки в этом прекрасном доме более 100 лет назад и, как всё вокруг наполнялось здесь танцами и веселье. Пребывая в эйфории от ожидания праздника, она подбирала себе новый образ и, наконец-то, добравшись до усадьбы, показала новое платье друзьям, которые были в восторге от увиденного и предложили Свете полезть на дерево и наблюдать праздник оттуда, что она и сделала. Ведь красиво жить не запретишь, правда?

Гость

Александр Егоров

Оказавшись на даче у Рябушинских, я решил отобразить детали дома, соединить отдельные элементы в единое целое, дать им новую жизнь. Приходя в гости, мы часто обращаем внимание на отдельные элементы. В своей работе я всматриваюсь в детали фасада, отделки, интерьера. Они связаны с прошлым и будущим дома. Предлагаю вместе проследить эту связь времени