Артефакты

Итоговая выставка 2019

Тема, выбранная для сезона 2019 «Артефакты» как нельзя полно отражает суть самой арт-резиденции. Пространство дачи Рябушинских наполнено и напоено редкими, уникальными вещами. Именно эта «артефактность» изначально определяла дух пространства, а в прошедшем году стала еще и главной темой, вдохновляющей художников.

Общей тенденцией стало исследование личных состояний и памяти места. Художники резиденции работали с моментом, с едва уловимыми ощущениями, звуками, запахами и событиями. И, как оказалось, стремились отказаться от материальности, предпочтя «искусство-без-предмета». Авторы вдохновлялись окружающим пространством, заполненным утраченными воспоминаниями и воспоминаниями Другого, фрагментами, обрывками и ощущениями места и территории. В созданных работах артефакты стали независимыми от вещественных характеристик и покрылись тончайшей паутиной смыслов.

В 2019 году кураторская группа арт-резиденции «Дача Рябушинских» несколько изменила свой состав. На начальном этапе над концепцией сезона 2019 работали Татьяна Корчагина, Наташа Стейнерт, Настя Жегал, Виктория Демидова, Дина Гимадиева и Юрий Селиванов. Так появилась тема «Артефакты». Сопроводительными текстами и проблемами экспозиции в пространстве дачи занимались кураторы Анна Леготина и Мари Сокол, представляющие арт-резиденцию сегодня.

МАРИ СОКОЛ

«ВЕЩЬ. ЖИЗНЬ. СМЕРТЬ»

Уникальная натура отразилась в визуальном исследовании Мари Сокол «Вещь. Жизнь. Смерть». В нём автор рассматривает отношения человека и вещи в условиях отчуждения последней. Художница искала предметы, которые сегодня вышли из обихода. Те, которые превратились в знак времени, став объектами этнографических исследований.


Мари Сокол коварно запутывает нас: она наносит изображения неиспользуемых в быту предметов на другие неиспользуемые в быту предметы. В этих новых отношениях вещей нет очевидных смысловых связей. Но автор упорно предлагает эти связи искать.

ДИНА ГИМАДИЕВА

СЕРИЯ «СОР»

Художник и куратор Дина Гимадиева, исследуя ландшафт, в котором расположена дача Рябушинских, тонко прочувствовала состояние этого места. Окрестности полны оставленных домов и сорной травы. Автор определяет это как «unheimlich» категория, которая описывает феномен бездомности, бесприютности. Слова, объясняющие это явление, напрашиваются сами собой гарь, сор, пыль, дым, сон всё то, что связано с эстетикой обветшалого и, кажется, очень давнего прошлого. Хлесткие и грубые, они написаны сорной травой вечной спутницей заброшенных мест и состояний.


В серии паблик-арт объектов «Сор» репей будто готовится затянуть стены, пока еще жилых и живых домов, буквально описывая возможный в скором будущем ход событий.

СЛАВА ЗАМЫСЛОВ

«ФЕНОМЕНЫ»

Художник Слава Замыслов приехал в резиденцию с четкой идеей проекта найти феномены места. В поисках редкого и уникального он изучал близкие к даче территории с необычными промышленными зданиями и старыми заброшенными домами. В этих объектах автор надеялся увидеть искомое Грандиозное, но нашел его в итоге в простых и случайных фрагментах пути.


К выставке художник сделал признание:

Я старался, но не нашел.

Их не существует.

Всех можно убедить.

Они — обман зрения.

Игра воображения.

Я старался и нашел.

ИВАН ТУГОЛУКОВ

«ВЫПАВШИЕ МЕСТА»

«Выпавшие места» это поэтический проект Ивана Туголукова, в котором он предлагает новый тип экскурсии. Этот экскурсионный маршрут не привязан к географическим координатам и памятным местам, а в его основе – не история места, а история человека, его воспоминания и переживания.


Всё складывается «здесь и сейчас» в декорациях города [Вышнего Волочка]: аудио-гид транслирует записи случайных событий и поэтических образов, человек идет.

Художник предлагает написать новую локальную историю места, которое давно не говорило живым голосом. Слушайте и пишите свою.


Услышать работу можно на soundcloud.com


АННА АФОНИНА

«ЭТО БЫЛО В 4.00 УТРА»

Работой «Это было в 4.00 утра» Анна Афонина фиксирует момент, когда восприятие реальности стало для неё сверхчувственным: свет ярче, цвет сочнее, звуки громче, эмоции сильнее. В легкой и прозрачной инсталляции автор рассуждает об утрате. Здесь она запечатлевает своё «визионерское переживание» уникальное состояние непосредственного погружения в событие. В этих условиях многократно увеличивается способность видеть и представлять действительность, чувствовать её, проживать, быть.


Это было в 4 утра

когда ещё невидимый пожар

только для меня прижимался к вещам

частота огней на болоте

он не сгорал

он длился

он назывался

в процессе творения

огнём

у вещей он вытаскивал жало

для безопасности между ночью

и днём

в неназванном времени суток.


Ханни Гражданик, (род. в 1933), "Антология польской поэзии" (1965 г.)

ТАНЯ КОРЧАГИНА

«ПРОВОДИМОСТЬ»

Один из кураторов арт-резиденции, художница Татьяна Корчагина давно работает с фасадной сеткой, вписывая её в природные или городские ландшафты. Через этот очевидно нехудожественный материал автор рассуждает о вполне художественных проблемах – границах и преградах. В резиденции у материи открылись новые смыслы.


Зеленая строительная сетка, «обнимающая» фасады домов

в городах прямой намек на скорые ремонтные работы. Но часто она скрывает облик домов так долго, что буквально врастает в здание. В объекте «Проводимость» сетка уже стала частью дома и теперь она заполняет пустоты, связывая его разрушенные части.





ТАНЯ КОРЧАГИНА

«АМПЛИТУДА. ПРОБУЖДЕНИЕ»

Татьяна Корчагина в паблик-арте «Проводимость» предложила художественный сценарий восстановления связей фрагментов здания. Но как быть с восстановлением фрагментов жизни дома? Жизнь на даче Рябушинских начала угасать в тот момент, когда её окончательно расселили (в советское время здесь располагался многоквартирный дом). Уехавшие в 2000-х годах жильцы оставили вещи, будто не желая расставаться с местом навсегда. И место их ждет.


В звуковой инсталляции «Амплитуда. Пробуждение» зафиксированы повседневные нематериальные артефакты: запахи, звуки, состояния, которые в своих полуразрушенных пространствах воспроизводит дом. Он был разбужен приехавшими в резиденцию художниками, но авторы вскоре уехали.

ЮЛИЯ АБЗАЛТДИНОВА

«КРАСНАЯ НИТЬ»

Художница Юлия Абзалтдинова задаётся вопросом: что движет человеком, рвущим старую фотографию? Ведь это делается не только для расхламления, это действие сопряжено с куда более сильными эмоциональными мотивами. Сюжеты на таких выцветших карточках могли быть забыты «за сроком давности» или сознательно вычеркнуты из настоящего, а может быть просто перестали вызывать у владельца теплые чувства. Объединяет их то, что воспоминания на них оказались больше не нужны.


В арт-резиденции «Дача Рябушинских» автор, через разорванные фотографии и интервью, где местные жители делились причинами уничтожения этих фотографий, знакомилась с их частными историями. После, бережно сшивала разорванные фотографии красной нитью. Это сценарий возвращения воспоминаний на место, где они вновь обрели целостность.

ЯНИНА ЧЕРНЫХ

«ПЕРЕМЕНА УЧАСТИ»

Фильм «Перемена участи» Янины Черных о другой стороне дома, о «месте-для-вещей», где человек больше не нужен. Дом, по сценарию автора, постепенно отчуждается от своих жителей, наполняется собственной таинственной жизнью и вскоре становится самостоятельным существом.


За кадром - голос резиденции 2019 Иван Туголуков.

Увидеть фрагмент видео можно в нашем аккаунте на Facebook


арт-группа «ХОЧУ БЫТЬ СОКОВЫМ»

«УТОПИЯ «МИКРОГЕН»

Художники анонимной арт-группы «Хочу Быть Соковым» в своей инсталляции «Утопия «Микроген» исходят из безграничных возможностей современной науки. «Уже сейчас существуют технологии, способные воспроизводить небольшие детали разрушенных или утраченных скульптур. Еще чуть-чуть и ученые обратятся к архитектурной практике. И сегодня очень важно собрать "биологический" материал, который позволит сохранить архитектурный геном, ведь в нём содержится вся информация, необходимая для построения и поддержания "организма" здания». Для итоговой выставки художники создали своеобразную лабораторию, для которой собирали "архитектурный геном" – старую краску, штукатурку, расслоившиеся щепки деревянных деталей, газеты, наклеенные под обои, паутину и сажу из печки всё, из чего состоит сегодняшнее здание.


Эта лаборатория материалов стала полем иронической дискуссии, где авторы рассуждают о том, как должно происходить воссоздание дома и что именно должно быть восстановлено.

Работы представленные на выставке, так же можно посмотреть на странице Арт-резиденция “Дача Рябушинских” в Facebook