РАЗ – ДВА – ТРИ – ЧЕТЫРЕ – ПЯТЬ!

Итоговая выставка 2023

*мы идем искать*


Раз! и резиденция открыта. Два! И собраны артефакты. Три! И всё остановилось. Четыре! И мы снова здоровы! Пять! И обмениваемся опытом. … И вдруг пора закругляться.

С 2018 года наш проект заявлял темы, которые с разныхракурсов рассматривали проблемы сохранения артефактов: памяти, вещей и впечатлений. И вот неожиданно оказалось, что резиденция своё дело сделала: проект начинался как способ насыщения жизнью оставленного пространства, никому не нужного и неприкаянного, без людей и памяти. А теперь дача восстанавливается, новые воспоминания создаются, старые вещи становятся важными, а впечатления – личными.

Проект-консервация «Раз-два-три-четыре-пять!» это форма играючи приостановить резиденцию, переосмыслить сделанное и глубоко вздохнув отправиться дальше искать новые формы работы с уникальным памятником архитектуры.

Для подведения итогов проекта главным жанром мы выбрали игру и в этом кураторском жесте хотим максимально отразить чувство легкости и удивления, которое мы испытывали каждый раз исследуя дачу и обнаруживая на каждом шагу Чудесное.


P.S. Мы не заканчиваем историю бережных отношений с дачей и не закрываем проект. Мы остаемся в любви с этим местом.

Кураторы летней арт-резиденции «Дача Рябушинских»

Анна Леготина и Мари Сокол

МАРИНА ДЕМЧЕНКО

«БЕЛЫЕ ПЯТНА»

инсталляция

Марина Демченко в работе «Белые пятна» обращается к природе коллективной памяти и открывает, что случайные вещи легко могут стать стартом для запуска самых скрытых или нежелательных воспоминаний. Хотя и желательных тоже, ведь память сама выбирает, какие события должны быть законсервированы. С помощью метафоры консервации художница разбирается с событиями своего прошлого и через фрагменты, кусочки, осколки и обрывки заполняет личные белые пятна, запоминая их – завязывая

«узелки на память».


«Я хочу помнить то, что для меня ценно и уже ушло. Хочу понести это в будущее легко и светло, без тяжелых сожалений. Этот дом [Рябушинских] напомнил мне о дорогих сердцу местах, где меня нет: узорами обоев, чашкой в горошек, паутиной на окне, старым буфетом и потемневшим деревом комнат.

Я завязываю узелки на память, оставляя внутри них «фрагмент» своих воспоминаний: тот кусочек обоев, этот цветок, случайную щепку или свой личный текст.

Завязанные узелки преображаются котомкой и в ней можно сохранить образ эпохи или человека. Они преображаются птицами, спокойно парящими или готовыми разлететься за пределы дачи.

В размышлениях о воспоминаниях я стараюсь не забывать главное: запомненное отличается от реальности, сердцевина её спрятана и защищена узелком. Наша же память белые пятна. И в этот момент ноша становится легка...»

ОЛЬГА КОВЛАКОВА

«УВИДЕТЬ ЭХО, УСЛЫШАТЬ СЛЕД»

документация

Рябушинские стали для автора отправной точкой в работе над проектом, в котором Ольга Ковлакова опиралась на парадоксальность купеческой натуры. Кажется, в них сошлись две несопоставимых краски – дух консервативного старообрядца и лояльного мецената, покровителя искусств и мизантропа. Этот удивительный контраст художница показывает через личные вещи и собственное внедрение в пространство дачи Рябушинских.

«Я консервирую момент соединения пространства и наполнения дома с моими личными вещами. Затем наблюдаю за результатом – конфликтами и согласием – через объектив. Мне очень важно принять это место, где я чувствую себя чужой, через ритуальное «разбрасывание» своих бытовых предметов я примиряюсь с пространством, начинаю чувствовать его отклик. Мои вещи выглядят очень органично в доме и через эту естественность я начинаю тоже быть здесь. Остается один вопрос – насколько быстро я захочу забрать свои вещи, вынуть их из поля художественного высказывания обратно в свой быт».

ПОЛИНА МОКРОВА

«СЕРОЕ НЕПОДВИЖНОСТЬ»

объекты

Полина Мокрова самая молодая художница резиденции и она максимально точно выражает идею этого сезона о ценности процесса. Описание работ можно будет узнать только из уст её самой и только на вернисаже, что в полной мере фиксирует понятия «ситуация», «контекст» и «момент» – столь важные для нашего проекта.



МАША ОБУХОВА

«Я БУДУ СОГРЕВАТЬ СЕБЯ ИГРОЙ НА ПИАНИНО»

объект, текст,  звук

Проект Маши Обуховой «Я буду согревать себя игрой на пианино» вполне можно было назвать «Историей о том, как супергероиня лишилась своей суперсилы». Художница признает, что «завязла в доме», как в большой структуре, где персонаж теряет себя и свои ориентиры. Эти потери её обессилили и почти перекодировали Супергероиню в вещь без функции и ритуала. Дом избавил её от привычки преодоления, но лишил нерва, который позволял жить и творить.                                  

Чтобы решить проблему (например, вернуть себе себя) следует совершить ритуал. Им стал проект «Я буду согревать себя игрой на пианино», задуманный как трехчастная композиция, которая включает в себя автофикшн-текст, объект и звук. Например, текст сложен как рассуждение о силе и слабости, объект- подмена мистифицирует потоки энергий, а звук стал саундтреком к метаниям и брожениям автора по лабиринту вещей и перегородок, в поисках творческого вдохновения. Благодаря четкости исполнения ритуала художница вернула себе суперспособность.

/ нажмите, чтобы прочитать текст

Этот домогромное существо, обрастающее чужеродными ему вещами. Изначально пустой, без прямых свидетелей эпохи главного героя, дом постепенно заполняется предметами, как будто похожими на те, что были здесь когда-то. Скапливая в своих стенах это старинное барахло, дом обрастает плотью и новыми историями.  Любая вещь, оставшаяся тут жить лишается своего собственного контекста, своей личной истории и становится мышцами усадьбы ее движущей силой. Убери сейчас из дома все эти вещи, как будто и дом перестанет существовать. Попав сюда, я ощутила, как дом по привычке хочет забрать и меня в свою коллекцию. Я перестала чувствовать и понимать, кто я, что я здесь делаю. Во многом на это повлияло само расположение комнат: я ощутила себя запертой в лабиринте. Вот я вижу чью-то тень в соседнем дверном проеме. Я иду за  этой фигурой, но понимаю, что дышу себе в затылок. Я подумала, что если это место пытается меня присвоить, оставить у себя, я должна подменить себя своей копией, оставить что-то взамен. Сделав свою куклу-аватар, я наделила ее ролью своей спасительницы, что будет жить в усадьбе вместо меня.  Я набила ее песком, подобно тем мешкам с песком, которыми подменяют драгоценные артефакты. Теперь я совершаю ритуал передачи-обмена и отдаю дому часть себя.


АЛЕКСАНДР ИВАНОВ

«МАПТЯЬ»

игра-объект

Работа «Маптяь» первый опыт Александра Иванова в роли художника. С помощью игры, а на самом деле, авторского высказывания, он хочет поделиться своим переживанием, историей жизни и историей находок. 

Название фиксирует элемент случайности, которая может произойти с игроками. Правила этой игры просты: найти в «песочнице» стекляшки и сложить из них слово «память».

Некоторое время назад Александр стал восстанавливать память разрушенного завода «Красный май», совершая регулярные экспедиции в руинированное здание и отыскивая фрагменты стеклянных изделий, затерянных в мусоре под следами времени. Главным удивлением стала, конечно, радость от находок, которой он и хочет поделиться со зрителем. 

Через игру художник предлагает попробовать прочувствовать радость от своих «стекляшек», поперебирать артефакты и сложить из них главное слово, которое вдохновляет. В этом акте Александр обнаруживает себя самого – он, кусочек за кусочком,

сохраняет память о заводе.

ИЛЬЯ ФРОЛОВ

«БЕРЕГИНЯ»

объект

Работа «Берегиня» – фрагмент большой серии объектов, посвященных новому прочтению традиционных художественных практик. Илья Фролов исследует формальные признаки феминных образов, принятые в народном искусстве в орнаментах, как правило, в вышивке. Привнося в них объем он делает эти изображения публичными, забирает у них ритуальность, свойственную традиционным женским ремеслам, но стремится сохранить качество оберега.

Метод, к которому обращается художник, похож на приемы апсайкла, когда отработанное сырье (для отливок Илья Фролов использует одноразовую упаковку) помогает создать что-то многократно более ценное. Так, через актуальные приемы художник консервирует образ и идею, сокрытую в традиционном

искусстве. В этом внимании к использованию и потреблению заключена важная мысль о внимании к своей повседневности, которую обычно большая история сохранить не в силах.

МАРИ СОКОЛ

«НЕИЗВЕСТНЫЙ ЧЕЛОВЕК»

видео

Мари Сокол остаётся верной себе и в работе «Неизвестный человек» продолжает исследование персонажа в пространствах и времени. Её герой анонимен и иногда лишен примет времени. Чаще он становится архивом, «запоминая» отдельные вещи и их провенансы. Бег по лестнице в работе Мари Сокол сопоставим с процессом консервации – путь с устремленным вперед и вверх взглядом, постепенное и осторожное восхождение к цели. Однако человек в этом «беге» почти всегда остаётся без лица, гораздо важнее его имени оказывается вещь, которую следует

сохранить.

АРТ-ГРУППА ХОЧУ БЫТЬ СОКОВЫМ

«ТКХИ »

интервенция

«В проекте «Раз-Два-Три-Четыре-Пять» я предлагаю сыграть в простую детскую игру – поменяться одеждой. Черное платье Zara – моё сокровище, вещь, которой у меня больше нет. Я не могу его носить, я не могу его выкинуть, я не смогу купить точно такое же, но я могу дать поносить его подружке.

Текст на платье – термины, заимствованные художниками из теории военного дела и политики. Но они такие удобные для описания художественных практик, что я законсервировала бы их в другом языке – нашем, артистическом. Для этого я выбрала формат мерча – один из способов рекламировать важное в

современном мире.

На вернисаже моя подружка поносит моё платье «ТКХИ», будет рекламировать дружбу между авторами и диалоги в пространствах».

Работы представленные на выставке, так же можно посмотреть на странице Арт-резиденция «Дача Рябушинских» в Facebook

Также Вы можете написать письмо на почту artdachar@gmail.com и поддержать таким образом, традиции эпистолярного жанра.

 P.S. Мы всегда рады пожертвованиям любого размера, а также поддержке культурных институций и других организаций, трепетно любящих искусство и желающих поддержать нашу инициативу. В свою очередь, мы найдем способ отблагодарить Вас не только теплой дружбой и добрыми словами.